Непрерывное повышение профессиональных компетенций специалистов является важнейшим ресурсом и непременным условием успешной реализации необходимых преобразований в системе социального обслуживания.
Методическую работу в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» можно рассматривать как школу мастерства педагогических работников, результат их творческой активности и внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности.
В учреждении функционируют методические объединения специалистов, психологов и воспитателей. Основная задача деятельности методического объединения — обеспечение высокого уровня проведения коррекционно-развивающих занятий, повышение профессиональной квалификации и распространение положительного опыта творчески работающих специалистов.
Традиционной формой работы методического объединения является заседание,где обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания рабочих программ специалистов, методики проведения занятий, повышения эффективности и качества всех видов реабилитационных мероприятий, повышения квалификации, рассматриваются нормативно-правовые акты, аттестационные и другие методические материалы.
Так, 22 апреля, на заседании методического объединения психологи обсудили использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС. Кристина Николаевна Ромадина рассказала о взаимодействии с детьми, испытывающими такие трудности, как повышенная чувствительность к звукам, свету, прикосновениям, нарушения координации движений, импульсивность. Психолог подчеркнула важность индивидуальной работы с каждым ребенком в стимулирующей сенсорной среде учреждения, где есть гамак, качели, балансиры, тактильная дорожка, фитбол, сенсорное яйцо, утяжеленное одеяло. Подробно остановилась на создании атмосферы доверия и безопасности, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и мог свободно выражать свои чувства.
Заседание методического объединения специалистов прошло 18 апреля в форме мастер-класса. Губарева Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования, продемонстрировала картины, изготовленные из лоскутков ткани при помощи японской техники рукоделия кинусайга, а затем рассказала и показала технику «печворка без иглы»: нанесение эскиза будущей картины, подготовку контура в виде тонких бороздок, подбор ткани по цветам. Далее коллеги наложили на изображение ткань и заправили ее в проложенные заранее канавки. «Наиболее востребована эта техника рукоделия на занятиях с молодыми людьми с инвалидностью, — поделилась педагог. — Ведь изготовление таких картин не только упражнение для развития фантазии и мелкой моторики, но и уникальный декор для дома».
Екатерина Константиновна Ткаченко, логопед, представила эффективные стратегии и методики, направленные на развитие совместного внимания у детей с РАС. Совместное внимание — это базовый социальный навык, когда ребенок сосредотачивает внимание на том же событии или предмете, что и другой человек. Эти навыки, необходимые для развития речи, начинают формироваться еще в младенчестве. Но если такого не происходит, важно над этим целенаправленно работать. Екатерина Константиновна показала упражнения, которые помогут специалистам лучше взаимодействовать с детьми и поддерживать их развитие.
Важное направление методической работы центра — помощь аттестующимся педагогическим работникам в тщательной подготовке аттестационных материалов и мероприятий. Так, 23 апреля состоялось открытое занятие у воспитателя Ирины Владимировны Курсаковой. Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки «Я помню! Я горжусь», включающий направленные на формирование творческих способностей обучающихся методы и приемы, напомнил ребятам об уважительном отношении к истории своей страны и её героям.
С целью анализа профессиональной деятельности Курсаковой И.В. занятие посетила Любовь Васильевна Афанасьева, старший методист КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22». «Проведение открытых занятий в рамках учреждения – тренинг для всех участников образовательного процесса, так как позволяет выявить сильные стороны в работе специалиста», — отметила краевой эксперт.
Сотрудники реабилитационного центра для детей и подростков с органиченными возможностями «Журавлики» и их воспитанники — постоянные участники конкурсов различного уровня. Так, уже в 2025 году ребята, проходившие реабилитацию в центре, успешно представили свои работы на краевом конкурсе «Рождественская звезда», межрегиональном «Мы вместе», специалисты стали победителями межрегионального фестиваля «Дети как дети», готовят творческие проекты на краевой конкурс «Методический кейс». Такие результаты подтверждает высокий профессиональный уровень специалистов центра, их активную творческую позицию.
Развитие профессиональных компетенций – это непрерывный процесс, требующий активного участия в обучающих программах, самообразования и взаимодействия с коллегами. Только при таком подходе можно обеспечить высокий уровень профессионализма и эффективности в решении социальных проблем.