Специалисты реабилитационного центра  «Журавлики» представили опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра на межведомственном форуме

2 апреля при содействии Министерства образования и науки Алтайского края, Министерства социальной защиты Алтайского края и поддержке Алтайского государственного педагогического университета в Алтайском крае прошел межведомственный форум «Дети с РАС в образовательной среде. Осуществление возможностей», приуроченный к Всемирному дню распространения информации об аутизме. Оператором мероприятия выступил Алтайский краевой центр ППМС-помощи.    

Форум собрал более 500 участников, в том числе педагогические, социальные работники, студенты педагогических вузов, представители некоммерческих организаций и родительской общественности, для обмена опытом и демонстрации практик с доказанной эффективностью в работе с детьми с аутизмом.

На открытии мероприятия с приветственным словом к присутствующим обратились Лариса Станиславовна Терновая, заместитель министра образования и науки Алтайского края,   Ольга Геннадьевна Холодкова, директор института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета, Ирина Вячеславовна Яковенко, директор Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики».

На площадках форума обсуждались воспитательные, образовательные и реабилитационные практики в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного и школьного возраста.

Специалисты из Краевого  реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» представили опыт работы на первой и третьей площадке форума.

Кардаш Ольга Александровна, музыкальный руководитель,  рассказала о методах и формах музыкально-коррекционной работы на площадке  «Воспитательные и реабилитационные практики в работе с детьми с РАС дошкольного возраста», провела мастер-класс «Социальная адаптация детей средствами музыкального творчества».

«Мы здесь для того, чтобы обсудить проблемы людей с аутизмом и поделиться опытом», — начала работу модератор площадки «Реабилитация детей с РАС средствами социально-трудовой, творческой и спортивной деятельности» Баранова Валентина Ивановна, заместитель директора по методической работе реабилитационного центра «Журавлики». Приглашенным экспертом выступил Кот Вадим Алексеевич, заведующий отделением психолого-педагогической реабилитации центра.

Валентина Ивановна презентовала проект «Мир равных возможностей», реализуемый в реабилитационном центре  с 2024 года, рассказала об основных этапах.

Далее слово взяли коллеги из реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики».   Попова Юлия Александровна, заведующий отделением ранней помощи, подробно остановилась на организации и проведении интегративного лагеря, основного этапа проекта, объединившего девять семей с детьми с РАС и специалистов.    

Хииш Анна Сергеевна, логопед, говорила о нарушениях понимания устной речи и осознания смысла прочитанного у детей и РАС и показала методы и приемы обучения коммуникации.

Следующий докладчик — Губарева Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования, убедила аудиторию в положительном влиянии занятий творческой деятельностью на развитие детей и продемонстрировала необычные методики: изготовление различных поделок из бумажной глины и рисование пеной для бритья.

 Как известно, для аутистов сосредоточить внимание и повторить действия другого человека — большая проблема. Рутц Наталья Александровна, социальный педагог, показала, как вовлечь детей в игру и организовать их физическую активность.

Продолжили работу площадки представители АКОО родителей детей с расстройствами аутистического спектра «Апрель» из г. Бийска. Селезнева Ирина Александровна, заместитель председателя, показала методику подготовки изделий из валяной шерсти, а Колечкина Софья Михайловна, педагог мастерской керамики, рассказала о методике обучения детей с РАС работе с глиной. Такая деятельность очень важна для детей: в процессе изготовления изделий из глины или шерсти  задействованы обе руки ребенка, что активизирует работу обоих полушарий головного мозга и способствует развитию речевых возможностей.

Все спикеры были рады поделиться своими наработками, дать рекомендации по внедрению  различных подходов и методик, ответить на вопросы коллег.

В заключение работы площадки участники форума поделились мнением о представленном опыте и внесли предложения в резолюцию:

— проводить обучающие мероприятия по работе с детьми с расстройством аутистического спектра для педагогов и родителей в районах края;

    — организовать онлайн сопровождение родителей детей с аутизмом.

По мнению участников, позитивный опыт коллег, современные методы педагогической и психологической помощи очень интересны и будут использованы в практической деятельности.