В реабилитационном центре «Журавлики» завершился инклюзивный проект  «Мир равных возможностей»

Развитие творческих и коммуникативных способностей у детей с ОВЗ является одним из ключевых аспектов обеспечения их полноценного развития и успешной социализации.

С целью создания инклюзивной среды, вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в совместную творческую, социокультурную деятельность и обогащения их опыта коммуникативного взаимодействия в Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» реализуется инклюзивный проект «Мир равных возможностей».

Участниками проекта стали 9 семей с детьми, страдающими расстройствами аутического спектра (в возрасте от 4 до 12 лет), а также 10 волонтеров (от 8 до 15 лет).

В течение восьми дней дети были погружены в образовательно-развивающую среду, организованную сотрудниками  реабилитационного центра в форме интегративного лагеря дневного пребывания «Журавлики: Мы вместе!».

Программа лагеря включала два направления: занятия по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам и досуговая деятельность.  С детьми работали психолог, логопед, тренер ЛФК.  Ребята  готовили бутерброды и салаты вместе с волонтерами на занятиях по развитию социально-бытовых навыков, посещали бассейн, коммуникативные площадки.

Для повышения эффективности образовательно-реабилитационного процесса была проведена диагностика каждого ребенка с использованием метода сенсорной интеграции и разработаны индивидуальные рекомендации.

Каждого участника с РАС сопровождал контактный сверстник (волонтер). Большое внимание специалисты центра уделяли развитию толерантности и эмпатии, приобретению детьми с РАС опыта пребывания в общественных местах и нахождения в среде незнакомых людей. С этой целью  посетили Музей шоколадного мастерства, мастерскую керамики, где вместе с волонтерам изготовили красивые игрушки. Много положительных эмоций у детей и родителей вызвал танцевальный тренинг, который провела художественный руководитель театра-студии современного танца «Хампти-Дампти» Наталья Владимировна Зотова.

Погружение в мир науки и творчества, знакомство с современным оборудованием случилось на экскурсии «Талант 22». Возможности без границ» в Центре по работе с одаренными детьми Алтайского края. Участники проекта ощутили себя покорителями космоса в мобильном планетарии, поработали  с микроскопами, рассмотрели коллекцию насекомых.

За время работы лагеря ребята подружились. Трудно сказать, кому участие в проекте было полезнее: детям с ОВЗ или волонтерам: первые приобрели опыт общения с позитивно настроенными сверстниками, а вторые научились общаться с особенными детьми, понимать и принимать друг друга независимо от индивидуальных особенностей.

Работа с родителями детей с РАС — значимая составляющая проекта. Организаторы постарались  предоставить им как можно больше информации о специфике взаимодействия с детьми и организовать их общение со специалистами.  Очень продуктивно, по мнению родителей, прошла встреча с дошкольным педагогом, дефектологом, поведенческим аналитиком и руководителем сети дефектологических центров «Кубик»   Анастасией Александровной Шмидт, где обсудили сотрудничество с ребенком и способы преодоления его негативного поведения.

Зарядила родителей позитивом и верой в свои силы многодетная мама и успешный ресторатор Галина Елфимова на открытой лекции: «Материнство с заботой о себе: практические советы и стратегии».

Полезен был для родителей тренинг по преодолению эмоционального выгорания и усталости, проведённый психологом центра, а совместные чаепития, помимо полуторачасового отдыха, стали местом, где можно обменяться информацией и получить поддержку.

Завершением проекта стал  инклюзивный фестиваль  «Луч солнца: свет в каждом из нас!», который состоялся 25 августа в парке «Изумрудный» г. Барнаула: было много новых впечатлений, эмоций, творчества и общения!

По мнению родителей детей, принявших участие в проекте «Мир равных возможностей»,  организаторам удалось создать инклюзивную образовательную среду: дети учились работать в команде, преодолевать трудности, а поддержка педагогов и родителей помогала проявить себя, и раскрыть свой потенциал. Реализация проекта — важный шаг в обеспечении равных возможностей в развитии и социализации особенных детей.