Поделись опытом: как специалисты реабилитационного центра «Журавлики» помогают людям с инвалидностью

Обеспечение качественного и комплексного подхода к решению проблем людей с ОВЗ и инвалидностью, — такова цель научно-практической конференции, состоявшейся в Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики».

Конференция стала пространством для обмена опытом и знаниями специалистов учреждений социального обслуживания,  дошкольных образовательных организаций,  служб ранней помощи,  представителей общественных организаций и социально ориентированных НКО.

В практическом блоке программы мероприятия свой опыт работы представили специалисты реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики».

Детям и взрослым, проходящим реабилитацию в центре, предоставляется весь комплекс услуг, куда входят психолого-педагогическая и медицинская реабилитация, физические упражнения и лечебный массаж, социальная адаптация. Одним из ключевых принципов работы специалистов является применение современных технологий и индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ,  учитывающий особенности здоровья, физические и психологические возможности, а также личные потребности и желания детей. Такой подход, по мнению логопедов Екатерины Константиновны Ткаченко и Анны Евгеньевны Максимовой, позволяет  добиваться наилучших результатов в организации реабилитационного процесса. Их презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда» вызвала большой интерес коллег.

Проведение занятия в форме игры, тесное взаимодействие с родителями — основа для эффективного реабилитационного процесса, утверждают логопеды Наталья Сергеевна Зубаренко и Людмила Владимировна Кочетова, представившие опыт работы «Нейропсихологические игры и упражнения как средство формирования связной речи у детей с ОВЗ».

Физическая реабилитация — еще одно направление работы участников конференции. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особенности в физическом развитии, к тому же они часто ведут малоподвижный образ жизни. Для них альтернативным методом общепринятой физкультуре в зале является гидрокинезотерапия. О гидрокинезотерапии как методе реабилитации рассказала Наталья Александровна Рутц, социальный педагог. Наталья Александровна дала рекомендации родителям детей, которым  тяжело выполнять классические упражнения, и порекомендовала занятия в бассейне.

Дискуссионная площадка «Эффективные практики реабилитации и абилитации детей раннего возраста» объединила специалистов ранней помощи из учреждений социального обслуживания и образования. Юлия Александровна Попова, заведующий отделением полустационарного социального обслуживания населения, представила программу  повышения профессиональных компетенций специалистов  «Школа ранней помощи». Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение для полноценного развития. Совместная работа родителей, специалистов из учреждений социального обслуживания, здравоохранения и  образовательных учреждений играет ключевую роль в достижении положительных результатов.

Ранняя диагностика и коррекция различных проблем и задержек в развитии также являются неотъемлемой частью работы с детьми с ОВЗ до 3 лет. Педагог-психолог центра «Журавлики» Ирина Владимировна Леонтьева отработала со  специалистами технологию применения международной классификации функционирования в проведении первичного приема семей с детьми раннего возраста.

Работа с молодыми инвалидами – это очень ответственное дело,  требующее специфических знаний и навыков, терпимости, умения  поддерживать позитивное настроение у людей, проходящих реабилитацию, и помогать им в решении повседневных проблем. Опытом работы с молодыми инвалидам поделилась Марина Райнгольдовна Кручинкина, воспитатель реабилитационного центра «Журавлики», представив тему «Формирование доступных навыков социально-средовой и социально-трудовой адаптации».

Об обучении молодых людей с инвалидностью навыкам самообслуживания и  воспитании интереса к трудовой деятельности на примере реализации проекта «ХОЧУ ТРУДИТЬСЯ» рассказала   Вера Дмитриевна Волошина, заведующий отделением по работе с детьми с тяжелыми умственными и физическими расстройствами. Проект реализуется АКОО инвалидов и родителей детей инвалидов «Незабудка» при поддержке реабилитационного центра «Журавлики» на средства Фонда Президентских грантов.

Далее о реализации проекта рассказали специалисты отделения по работе с детьми с тяжёлыми умственными и физическими расстройствами реабилитационного центра «Журавлики» и АКОО и «Незабудка»:

«Воспитание интереса к труду средствами музыкально-театральной деятельности», —  Татьяна Данактовна Гагарина, музыкальный руководитель реабилитационного центра «Журавлики», и Марина Сергеевна Карпешина, организатор досуга АКОО «Незабудка»;

«Формирование социально-бытовых навыков по самообслуживанию», — Людмила Ивановна Рассохина, инструктор по труду реабилитационного центра «Журавлики»,  

«Методы и приёмы работы на занятиях декоративно-прикладным творчеством с молодыми людьми, имеющими инвалидность или ОВЗ», —   Анастасия Андреевна Хорохордина, педагог АКОО «Незабудка».

Выступающие рассказали о методах индивидуализации обучения, применяемых в работе, о важности создания благоприятной атмосферы для всех участников проекта.

Тема следующей дискуссионой площадки конференции: «Семья — основа реабилитации». Важнейшей проблемой современной семьи является  организация свободного времени, семейный досуг. Поэтому так актуальны и востебованы были участниками конференции «Идеи для семейного досуга» от  воспитателей реабилитационного центра «Журавлики».

По мнению  Любови Николаевны Гладковой, задача специалистов, работающих с семьями, — научить родителей интересно и с пользой проводить свободное время вместе с детьми. Такой подход поможет родителям «особенных» детей преодолевать трудности и находить новые возможности для самореализации. Любовь Николаевна предложила несколько игр, способствующих укреплению дружеских отношений внутри семьи, формированию здорового образа жизни и совместной развивающей деятельности детей и взрослых.

О применении «Оригами-терапии» как арт-педагогической технологии в работе с детьми с ОВЗ» рассказала Ирина Владимировна Курсакова, подчеркнув, что работа специалистов с людьми с инвалидностью требует не только профессионализма, но и заботы, внимания и понимания.

Анаит Владимировна Абрамян поделилась секретами работы с пластичной замшей для создания разнообразного объемного декора: цветов, элементов подарочной упаковки, аппликаций, а  технику рисования пеной продемонстрировала Татьяна Юрьевна Губарева, педагог дополнительного образования. Затем участники мастер-классов применили полученные знания на практике и изготовили своими руками красивые сувениры.

В целом, участники каждой дискуссионной площадки не только обсудили проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются в работе с детьми и взрослыми с особыми потребностями, но и выразили готовность поддерживать друг друга и делиться информацией для общего роста и развития.

Благодаря такому обмену опытом и знаниями участники конференции получили ценные практические рекомендации и вдохновение для дальнейшей работы.

Сюжет о проведении конференции