Успешность абилитационного (реабилитационного) процесса детей с ОВЗ во много определяет организация методической работы в учреждении: повышение уровня квалификации специалистов, их заинтересованность в профессиональном развитии, освоение передового опыта и инновационных методик.
В Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» действуют три методических объединения (воспитателей стационарного отделения, специалистов полустационарного отделения, психологов), которые обеспечивают профессиональное общение специалистов и обмен опытом, изучение и внедрение лучших традиционных и инновационных форм, методов и технологий социальной работы.
7 марта в учреждении состоялся единый методический день, где педагоги дополнительного образования, логопеды, психологи и воспитатели в формате заседания методического объединения обсудили коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.
Коррекционно-развивающая работа специалистов реабилитационного центра «Журавлики» включает следующие направления:
— нормализация и обогащение отношений ребёнка с ОВЗ с окружающим миром;
— возможная компенсация проблем в общем развитии ребенка;
— воспитание положительных качеств личности;
— накопление социально-ценностного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни.
В соответствии с каждым направлением деятельности специалисты представили свой опыт работы коллегам.
Оськина В.Н., воспитатель, выступила с сообщением: «Сказкотерапия как метод воспитания и коррекции поведения детей раннего возраста с различными нарушениями развития в условиях стационара». На примере занятия с детьми Вера Николаевна показала, как сказка транслируют моральные и нравственные законы, помогает осознавать причинно-следственные связи событий, учит тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем.
Кочетова Л.В., логопед, раскрыла понятие «алалия» – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. Людмила Владимировна рассказала о классификации алалии и коррекции заболевания на логопедических занятиях. Докладчик подчеркнула важность работы над всеми сторонами речи, а именно: стимуляция речевой активности, формирование активного и пассивного словаря, развитие связной речи, звукопроизношение, понимание фраз и речевых инструкций, освоение грамматики.
В завершение выступления Людмила Владимировна раздала памятки, с помощью которых можно провести диагностику алалии и раннего детского аутизма.
Следующий информационный блок — причины и методы коррекции агрессивного поведения детей. Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, и количество детей с агрессивным поведением неуклонно растёт.
Кот Вадим Алексеевич, психолог, подробно остановился на причинах агрессивного поведения детей, среди которых неблагоприятная обстановка в семье, недоразвитие нервной системы, особенности воспитания, невнимание взрослых к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации. Агрессивные проявления ограничивают активность ребёнка, усиливают его тревожность, формируют заниженную самооценку.
О профилактике и методах коррекции детской агрессии рассказала Мезенцева Ольга Владимировна: «Работа с агрессивными детьми должна быть направлена на безопасный выход агрессии, повышение самооценки и развитие навыков общения через игровую деятельность. Специально организованная психологом игра как наиболее эффективное средство коррекции может предоставить ценный диагностический материал для выяснения причин агрессии».
В заключение психологи рекомендовали проводить с детьми релаксационные упражнения, тренинги, игры.
Подводя итоги заседания, Баранова Валентина Ивановна, заместитель директора по методической работе, сказала, что в учреждении проводятся коррекционные занятия, которые развивают познавательные процессы, активизируют двигательные навыки, воздействуют на эмоционально-волевую сферу личности и способствуют коммуникативному развитию детей. Большое место в работе специалистов занимает социально-педагогическое консультирование родителей. В целом, коррекционно-развивающая работа в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» – это спланированный и организованный процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных особенностей развития ребёнка, создание условий для его адекватной интеграции в социум.