В настоящее время проблема мошенничества с использованием методов социальной инженерии остается актуальной, злоумышленники постоянно совершенствуют схемы обмана.
В 2022 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2021 годом на 4,29% и составил почти 14,2 млрд рублей.
Чаще всего жертвами мошенников становятся работающие и платежеспособные люди в возрасте от 25 до 44 лет.
Наша финансовая безопасность напрямую зависит от принимаемых ежедневно решений.
В наших силах избежать негативных последствий от мошеннических действий, соблюдая простые меры безопасности, направленные на предупреждение таких последствий.
Причины хищения денежных средств:
• незащищенность компьютеров от современных вирусов (антивирусное программное обеспечение не эффективно);
• массовое заражение крупнейших легальных сайтов вирусами;
• возможность удаленно управлять зараженным компьютером через сеть Интернет;
• низкая компьютерная грамотность.
Примеры схем финансового мошенничества:
• внедрение на компьютер жертвы вредоносной троянской программы либо манипулирование по телефону методами социальной инженерии;
• получение информации о персональных данных, номерах счетов и карт;
• получение дубликата SIM-карты в офисе оператора по поддельному паспорту, водительскому удостоверению, нотариальной доверенности;
• мониторинг финансовых потоков жертвы, выбор момента совершения преступления;
• использование дубликата SIM-карты в телефоне мошенников, перехват сообщений;
• хищение средств и перевод их на банковские счета, карты, счета мобильных телефонов или электронные кошельки, контролируемые мошенниками;
• снятие наличных денежных средств либо покупка товаров и услуг для последующей перепродажи.
Пример содержания мошеннической рассылки:
• «Ваша карта заблокирована, информация по телефону +7 (903) ###-11-11»;
• «По Вашей карте запланирован платеж на сумму 33500 рублей. Для отмены позвоните по телефону +7 (903) ###-11-11»;
• «Вам поступил платеж на сумму 5768 рублей. Подтвердите получение, иначе платеж будет возвращен отправителю. Телефон для справок 8(800) ###-11-11»;
• «Поздравляем! Вы выиграли компьютер! Информация по телефону 8(800) ###-11-11».
Цель сообщения – инициировать звонок держателя карты мошенникам.
Во время звонка клиента убеждают подойти к банкомату и выполнить ряд процедур либо выясняют конфиденциальную информацию о карте.
Способы защиты. Инструкция для потребителя.
• Использовать сложные пароли;
• Никому не передавать данные для входа в систему, в т.ч. сотруднику банка;
• При использовании одноразовых паролей по SMS, с особым вниманием отнеситесь к тому, что доступ третьих лиц к телефону невозможен;
• Перед вводом кода подтверждения операции из SMS всегда проверяйте параметры операции, содержащиеся в сообщении;
• Вход в систему с чужого компьютера не является безопасным;
• Установите и настройте антивирусное программное обеспечение;
• Регулярно устанавливайте обновление безопасности;
• При подозрении, что Ваши данные для входа в систему стали известны третьим лицам, при утере телефона, устройства, которые Вы используете для подтверждения операции в системе, или обнаружении несанкционированных операций в системе, незамедлительно обратитесь в банк;
• Установите лимиты.
Угрозы при использовании банковских карт:
• Физические: хищение банкомата, взлом банкомата, вандализм;
• Интеллектуальные: скимминг, фальшивый банкомат, траппинг (захват карты или наличных), кибератаки (вредоносное ПО и др.), получение наличных денежных средств по поддельным, утраченным картам.
Угрозы нападения у банкомата:
• Неподобающее место;
• Ночное время суток;
• Невнимательность, беспечное поведение держателя;
• Проведение операций если рядом находятся какие-то посторонние люди.
Как избежать:
• Осмотреться перед снятием денег;
• Использовать зеркала на банкомате, чтобы видеть, что происходит сзади Вас;
• При снятии крупной суммы договориться о сопровождении.
«Бытовые звонки»:
Мошенники используют украденные базы данных с информацией об адресах, номерах телефонов, истории болезни в поликлинике.
• Мошенники звонят на домашний телефон и сообщают о некотором событии;
• Методами социальной инженерии побуждают жертву перевести средства либо впустить в квартиру «представителя» для общения;
• Жертва переводит средства на счет мобильного телефона либо карты мошенников, для «подтверждения кода» или «участия в социальной программе» либо приобретают бесполезные предметы по завышенным ценам, либо подвергается ограблению в квартире.
Цель – путем сообщения о якобы «важной» информации добиться от жертвы исполнения инструкций мошенников либо допустить в квартиру.
Меры безопасности:
• Не открывайте неизвестные вложения в письмах;
• Не нажимайте, не подумав, на короткие ссылки;
• Осмотрительно используйте публичный Wi-Fi;
• Устанавливайте обновления безопасности;
• Используйте разные пароли для различных аккаунтов;
• Устанавливайте и обновляйте антивирус;
• Создавайте и обновляйте резервные копии документов;
• Обращайте внимание на сообщения браузера о безопасности;
• С осторожностью публикуйте в социальных сетях персональную информацию;
• Скачивайте только необходимые приложения и из известных источников;
• С осторожностью подходите к любым финансовым сервисам, требующих ввода данных Вашей карты, счета, персональных данных, телефонов, адресов.
Правила поведения:
• При любой операции с картой или с денежными средствами продумывайте свои действия и учитывайте возможные зловредные действия мошенников;
• Используйте только банкоматы, установленные в безопасном месте;
• Внимательно относитесь к компьютерной безопасности;
• Не оставляйте карту без присмотра, не передавайте ее никому;
• Никому и никогда не сообщайте ПИН-код, одноразовые пароли и другую информацию, пришедшую из банка по СМС;
• Сотрудник банка никогда не может запросить номер карты, ПИН-код, пароли, пришедшие по СМС;
• При любой проблеме с картой, сомнениях, подозрении о компрометации карты, срочно свяжитесь с банком исключительно по телефонам, указанным на обороте карты или на сайте банка.