ПРАВИЛА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В настоящее время проблема мошенничества с использованием методов социальной инженерии остается актуальной, злоумышленники постоянно совершенствуют схемы обмана.

В 2022 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2021 годом на 4,29% и составил почти 14,2 млрд рублей.

Чаще всего жертвами мошенников становятся работающие и платежеспособные люди в возрасте от 25 до 44 лет.

Наша финансовая безопасность напрямую зависит от принимаемых ежедневно решений.

В наших силах избежать негативных последствий от мошеннических действий, соблюдая простые меры безопасности, направленные на предупреждение таких последствий.

 Причины хищения денежных средств:

• незащищенность компьютеров от современных вирусов (антивирусное программное обеспечение не эффективно);

• массовое заражение крупнейших легальных сайтов вирусами;

• возможность удаленно управлять зараженным компьютером через сеть Интернет;

• низкая компьютерная грамотность.

Примеры схем финансового мошенничества:

• внедрение на компьютер жертвы вредоносной троянской программы либо манипулирование по телефону методами социальной инженерии;

• получение информации о персональных данных, номерах счетов и карт;

• получение дубликата SIM-карты в офисе оператора по поддельному паспорту, водительскому удостоверению, нотариальной доверенности;

• мониторинг финансовых потоков жертвы, выбор момента совершения преступления;

• использование дубликата SIM-карты в телефоне мошенников, перехват сообщений;

• хищение средств и перевод их на банковские счета, карты, счета мобильных телефонов или электронные кошельки, контролируемые мошенниками;

• снятие наличных денежных средств либо покупка товаров и услуг для последующей перепродажи.

Пример содержания мошеннической рассылки:

• «Ваша карта заблокирована, информация по телефону +7 (903) ###-11-11»;

• «По Вашей карте запланирован платеж на сумму 33500 рублей. Для отмены позвоните по телефону +7 (903) ###-11-11»;

• «Вам поступил платеж на сумму 5768 рублей. Подтвердите получение, иначе платеж будет возвращен отправителю. Телефон для справок 8(800) ###-11-11»;

• «Поздравляем! Вы выиграли компьютер! Информация по телефону 8(800) ###-11-11».

Цель сообщения – инициировать звонок держателя карты мошенникам.

Во время звонка клиента убеждают подойти к банкомату и выполнить ряд процедур либо выясняют конфиденциальную информацию о карте.

Способы защиты. Инструкция для потребителя.

• Использовать сложные пароли;

• Никому не передавать данные для входа в систему, в т.ч. сотруднику банка;

• При использовании одноразовых паролей по SMS, с особым вниманием отнеситесь к тому, что доступ третьих лиц к телефону невозможен;

• Перед вводом кода подтверждения операции из SMS всегда проверяйте параметры операции, содержащиеся в сообщении;

• Вход в систему с чужого компьютера не является безопасным;

• Установите и настройте антивирусное программное обеспечение;

• Регулярно устанавливайте обновление безопасности;

• При подозрении, что Ваши данные для входа в систему стали известны третьим лицам, при утере телефона, устройства, которые Вы используете для подтверждения операции в системе, или обнаружении несанкционированных операций в системе, незамедлительно обратитесь в банк;

• Установите лимиты.

Угрозы при использовании банковских карт:

• Физические: хищение банкомата, взлом банкомата, вандализм;

• Интеллектуальные: скимминг, фальшивый банкомат, траппинг (захват карты или наличных), кибератаки (вредоносное ПО и др.), получение наличных денежных средств по поддельным, утраченным картам.

Угрозы нападения у банкомата:

• Неподобающее место;

• Ночное время суток;

• Невнимательность, беспечное поведение держателя;

• Проведение операций если рядом находятся какие-то посторонние люди.

Как избежать:

• Осмотреться перед снятием денег;

• Использовать зеркала на банкомате, чтобы видеть, что происходит сзади Вас;

• При снятии крупной суммы договориться о сопровождении.

«Бытовые звонки»:

Мошенники используют украденные базы данных с информацией об адресах, номерах телефонов, истории болезни в поликлинике.

• Мошенники звонят на домашний телефон и сообщают о некотором событии;

• Методами социальной инженерии побуждают жертву перевести средства либо впустить в квартиру «представителя» для общения;

• Жертва переводит средства на счет мобильного телефона либо карты мошенников, для «подтверждения кода» или «участия в социальной программе» либо приобретают бесполезные предметы по завышенным ценам, либо подвергается ограблению в квартире.

Цель – путем сообщения о якобы «важной» информации добиться от жертвы исполнения инструкций мошенников либо допустить в квартиру.

Меры безопасности:

• Не открывайте неизвестные вложения в письмах;

• Не нажимайте, не подумав, на короткие ссылки;

• Осмотрительно используйте публичный Wi-Fi;

• Устанавливайте обновления безопасности;

• Используйте разные пароли для различных аккаунтов;

• Устанавливайте и обновляйте антивирус;

• Создавайте и обновляйте резервные копии документов;

• Обращайте внимание на сообщения браузера о безопасности;

• С осторожностью публикуйте в социальных сетях персональную информацию;

• Скачивайте только необходимые приложения и из известных источников;

• С осторожностью подходите к любым финансовым сервисам, требующих ввода данных Вашей карты, счета, персональных данных, телефонов, адресов.

Правила поведения:

• При любой операции с картой или с денежными средствами продумывайте свои действия и учитывайте возможные зловредные действия мошенников;

• Используйте только банкоматы, установленные в безопасном месте;

• Внимательно относитесь к компьютерной безопасности;

• Не оставляйте карту без присмотра, не передавайте ее никому;

• Никому и никогда не сообщайте ПИН-код, одноразовые пароли и другую информацию, пришедшую из банка по СМС;

• Сотрудник банка никогда не может запросить номер карты, ПИН-код, пароли, пришедшие по СМС;

• При любой проблеме с картой, сомнениях, подозрении о компрометации карты, срочно свяжитесь с банком исключительно по телефонам, указанным на обороте карты или на сайте банка.