Изобразительная деятельность во время реабилитации детей и подростков с ОВЗ

В реабилитационный центр «Журавлики» дети и подростки приезжают с различными заболеваниями и проблемами, кто-то первый раз, кто-то многократно, но все дети уникальны в своей непосредственности, своём характере, поведении, видении мира. У каждого независимо от возраста есть свои способности и потребности. А также, индивидуальные возможности развития.

Дети и подростки с ограниченными возможностями остро нуждаются в поддержке взрослого, его внимании, любви и заботе.

Из своего практического опыта воспитатель стационарного отделения Центра Журавлики Марина Кручинкина рассказывает, что детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется щадящий режим. Им противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро устают. У них часто возникают трудности в социальной адаптации. Для них характерна двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания.

У детей с ментальными нарушениями не ярко выражена потребность в познании. Им требуется значительно больше времени на восприятие материала. Для детей с таким диагнозом характерны трудности восприятия пространства и времени, часто отсутствует усидчивость, что мешает им ориентироваться в окружающем пространстве. Значительно позже такие дети начинают различать цвета, причём особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.

Дети с расстройством аутистического спектра не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии, игровая деятельность часто их не интересует. Эти различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях развития и коммуникативного функционирования ребенка.

Для практической работы воспитателя с данными детьми и подростками подходят занятия изобразительной деятельностью.

Рисуя, ребёнок переносит на лист свой внутренний мир. Все невысказанные мысли блокируются в теле ребенка, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства, на бумагу, ребята помогают своему внутреннему миру, своему телу — освободиться от ненужных «блоков», и начинают радоваться всему окружающему миру. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. Во время занятий изобразительной деятельностью ребёнок воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение.

Марина Райнгольдовна поясняет, что у каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то новое, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе. Само по себе творчество делает жизнь ребенка интересной и насыщенной. Благодаря занятиям изобразительной деятельностью в стационаре воспитателям становится легче найти контакт с ребятами. Дети раскрываются, даже если не могут объяснить словами. Они дают нам возможность, понять их внутренний мир.