В настоящее время развитие интеллектуальных и мыслительных процессов детей с ментальными нарушениями необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.
Поэтому Ирина Курсакова, воспитатель стационарного отделения краевого реабилитационного центра «Журавлики», проводит творческие занятия с детьми с ограниченными возможностями, реализуя свою тему по самообразованию «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук детей с ментальными нарушениями».
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Ирина Владимировна пояснила: «занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей с ограниченными возможностями, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей, развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Они учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
При занятиях пластилинографией, у детей с ограниченными возможностями развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, движения пальцев дифференцируются, что улучшает качество письма».
На занятии по пластилинографии дети делали поделку «Божья коровка» с использование природного материала (грецкого ореха).
Занятие началось с загадок о насекомых, дети с удовольствием их отгадывали, и беседы о внешнем виде, среде обитания, способах питания божьей коровки. Они любят крохотных милых насекомых и даже те, кто боятся жучков и паучков, смело берут в руки красное насекомое с черными пятнышками, ведь оно олицетворяет теплое солнышко.
Ирина Курсакова отмечает: «дети с особыми потребностями легко осваивают лепку божьей коровки, так как они очень любят работать с пластилином. Они с удовольствием размазывают пластилин на скорлупу грецкого ореха, затем отщипывают маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывают из них шарики, надавливая пальчиком на пластилиновый шарик, прикрепляют его к основе, располагая пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
Работа не является для детей сложной, они легко и быстро с ней справляются! Узнают много нового и интересного о насекомом. Поделки получаются красивые и яркие не только из внешнего вида божьей коровки, а потому что в них вкладывается много любви и тепла детей!».