Учитель-дефектолог о солнечных детях на «КатуньLIVE»

Синдром Дауна – это генетическое заболевание, которое может вызвать умственную отсталость, задержку физического развития, врождённые пороки сердца. В телебеседе программы «КатуньLIVE. Здоровье», проводимой врач-неврологом высшей категории центра восстановительной терапии Ларисой Альмяшевой, были освещены следующие вопросы, на которые ответила Елена Лебедева — учитель-дефектолог краевого реабилитационного центра «Журавлики»:

1) Личностные особенности солнечных детей и их эмоциональность.

Елена Лебедева пояснила: «Да действительно, дополнительная хромосома дает о себе знать, деткам труднее обучаться, но они настолько открыты для людей, для жизни, для радости, что просто нужно ребенка настроить на обучение, и они будут стараться. Они такие лучезарные, их не зря называют солнечными, они очень доверчивые, открытые. Детки любят петь, танцевать. Неловко иногда это у них получается, но они настолько от души это делают, что это вызывает восхищение. И дети совершенно не комплексуют, чему нам впору бы у них поучиться».

2) Методики успешного развития детей с синдромом Дауна.

Учитель-дефектолог поделилась: «Самое главное — это раннее начало реабилитации. Специалисты сейчас уже в силах обучить родителей. Поэтому, если мама обратилась в реабилитационный центр, мы с удовольствием ей поможем. Есть программа для детей раннего возраста — «Маленькие ступеньки», с помощью которой можно очень детально продиагностировать актуальный уровень развития ребенка, и составить каждому ребенку индивидуальную программу на определённое время. Потом сделать контрольный срез навыков ребенка и продолжить программу. Родители могут обучать самостоятельно деток по той программе. Наша задача в том, чтобы донести до родителей особенности и специфику работы с ребенком. Вот так мы работаем обычно в реабилитационном центре».

3) Что могут родители сделать дома?

Елена Петровна рассказала: «Организовать развивающую среду — это обязательное условие. Если у ребенка ежедневно будут автодидактические игрушки в свободном доступе (игрушки, с помощью которых ребенок играя обучается, это различные сортеры, вкладыши, есть специальные игровые системы — система обучения счету «Нумикон».

4) Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна?

Елена Лебедева ответила: «У таких деток тугоподвижный язык из-за укороченной челюсти, поэтому научить их говорить чисто — сложно. Но ничего страшного, если ребенок говорит не достаточно чисто, главное, чтоб он выражал свои мысли. Что можно сделать? Связную речь можно формировать с помощью конструктора фраз. Картинный конструктор фраз дети с синдромом Дауна воспринимают гораздо лучше, потому что через пальчики, тактильно, когда и зрительно и на слух, все в комплексе очень удачно работает. Мимическая гимнастика так же точно, как и с обычными детками: массаж лица, логомассаж. Раньше эти дети считались необучаемые, сейчас мы доказали, что это далеко не так».

5) Как можно улучшить моторное развитие в домашних условиях?

Учитель-дефектолог считает, что это возможно, лучше бы под руководством компетентного специалиста. Необходимо подобрать грамотного инструктора ЛФК. Дома обязательно надо оборудовать шведскую стенку либо спортивный уголок, тактильные дорожки, шершавые поверхности, надувной бассейн в частном доме. Дети с синдромом Дауна очень любят плавать и добиваются в этом больших успехов. Специфика развития ребенка с синдромом Дауна — регулярность.

6) Могут ли такие детки посещать обычные образовательные учреждения или их надо обучать отдельно?

Елена Петровна пояснила: «Есть сейчас тенденция обучать детей в массовой школе. Если ребенок достиг образовательного уровня и готов к усвоению общеобразовательной программы, то безусловно, можно обучаться в школе. Когда дети с синдромом Дауна посещают обычные детские сады наравне с нормотипичными детьми, они дают очень хорошую динамику в развитии, потому что солнечные дети очень любят подражать и копировать. У них очень хорошо развита механическая память. Социализация и развитие происходит довольно успешно, но при этом надо периодически использовать помощь дефектолога. Плюс в коррекционном детском саду — постоянная помощь учителя-дефектолога.

7) Как правильно воспитывать ребенка с синдромом Дауна в дошкольном, школьном и подростковом периоде?

Елена Лебедева поделилась: «Вообще воспитывать надо как обычного ребенка. Есть унего трудности в освоении школьной программы, когнитивные функции снижены. Эту проблему ребенок не чувствует и не понимает. Надо давать такую же нагрузку как и обычному ребенку, просить помощи по хозяйству. Я вам советую, чаще хвалите своего ребенка. Дети в подростковом возрасте очень доверчивы, поэтому надо сразу расставить границы. В корректном выражении объяснять ребенку нормы полового развития. Хорошо бы, чтоб это был куратор — посторонний взрослый, которому ребенок полностью доверят, с которым будет расти, то есть на постоянном сопровождении. Который может рассказать и показать о спорте и пользе правильного питания».

8 ) Пожелания семьям, где есть ребенок с синдромом Дауна:

Елена Петровна акцентировала: «Я могу сказать так, если ребенок только родился — мамы, не отчаивайтесь! Есть очень много примеров, когда ребенок очень успешно развивается, и практически отличается только внешней неловкостью. А так эти дети добры, позитивны и подарят вам столько тепла, сколько не подарит ни один другой ребенок».

Подробней на https://katun24.ru/projects/katunlive/698265