Формирование предметно-пространственного мышления слабослышащего ребенка

Психолог краевого центра «Журавлики» — Алина Сухова развивает у ребят с особыми потребностями формирование пространственных представлений, которое тесно связано с формированием мышления и речи. Ею выявлен тот факт, что несформированность пространственных представлений к концу дошкольного периода является одной из причин, которые вызывают затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Алина Евгеньевна рассказала, что: «Представления о пространстве у ребенка формируются за счет непосредственного восприятия пространства и слухового восприятия словесных обозначений пространственных категорий (местоположение предмета, его удаленность, пространственные отношения между предметами). У слабослышащего ребенка количество познаваемых предметов и их свойств меньше, наблюдательность развивается медленнее, а зрительное восприятие объектов, не подкрепленное слухом, происходит менее активно, чем у ребенка с нормотипическим слухоречевым развитием, из-за чего анализ пространственных представлений замедляется».

Психолог, парируя утверждениями А.А. Столяра, поясняет: «Формирование пространственных представлений происходит на основе восприятия пространства и словесного обозначения категорий. Часто у слабослышащих детей наблюдаются трудности в определении правой и левой стороны тела или предмета, возникают сложности при ориентировке в пространстве, что в дальнейшем вытекает в проблемы усвоения предложно-падежных конструкций, понимания и употребления грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, развитие стойких расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушение счета».

Из этого можно сделать вывод, что при освоении ребенком предметных действий, у него формируются и основные компоненты мышления, в том числе и пространственные представления, но у ребенка с особенностями слухового развития все эти компоненты будут формироваться в замедленном темпе, чем у нормотипического ребенка.

Для развития и совершенствования, восприятия пространства, величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами Алина Евгеньевна на своих занятиях использует конструкторы с заданиями, например: по картинке составить рисунок из геометрических фигур и т.п. Занятия способствуют развитию мелкой моторики, внимания, памяти ребенка. Психолог рекомендует в качестве основного условия для своевременного овладения предметными действиями, формирования всех компонентов мышления и пространственного представления — целенаправленное воспитание и обучение слабослышащего ребенка в условиях психолого-педагогического сопровождения.